Управление финансами на предприятии
Построение эффективной схемы управления финансами предприятия предусматривает внедрение так называемого управленческого учета. В общем случае УУ — это система формирования отчетов, призванных помочь руководству улучшить распределение ресурсов компании. Отметим, что такой учет имеет весьма мало общего с традиционным бухгалтерским учетом.
Постановка управленческого учета
Внедрение УУ на предприятии можно описать следующим образом:
- Формируется модель работы предприятия, и обозначаются «центры затрат»;
- Формируется список тех отчетов, которые будут необходимы для принятия управленческих решений;
- Обозначается общая процедура получения таких отчетов, и назначаются специалисты, ответственные за эту работу.
- Проводится внедрение автоматических процедур создания отчетов на основе существующих отчетных систем (или устанавливается соответствующая программа для управления финансами на предприятии).
Примеров того, что может дать корректное внедрение управленческого учета, существует множество, здесь и возможность прогнозирования продаж и затрат, сравнение показателей работы предприятия с конкурентами и так далее.
Управленческий баланс
Одним из наиболее важных отчетов УУ является баланс. Этот документ предоставляет широкие возможности по выявлению ошибок учета и хищений. Эти возможности особенно хорошо реализованы в пакете программ от 1С. Этому способствует детализация всех показателей этого отчета.
Затраты, прибыль и движение средств
Кроме баланса крайне важен управленческий учет затрат. Дело в том, что затраты, учтенные при планировании и принятии решений исключительно по результатам бухгалтерского учета, могут существенно отличатся от тех, которые фирма несет в действительности (учитывая понятие упущенной выгоды). Таким образом, анализ в рамках УУ может не просто помочь выявить те затраты, которых можно избежать, но и указать на возможности получения дополнительной прибыли.
Проблемы
Управленческий отчет — весьма мощное средство, облегчающее принятие правильных решений. Однако следует иметь в виду следующие соображения:
- внедрение УУ должно быть решительным, его следует доводить до конца вопреки возникающим препятствиям;
- следует проверить процедуры создания отчетов на тестовом материале и убедиться, что все исполнители понимают свои задачи;
- необходимо мотивировать персонал, ведь для многих работников программа для управления финансами на предприятии и необходимость использовать ее, фактически, всего лишь создаёт дополнительные проблемы.