-->
15.07.2020

Регламент бюджета движения денежных средств (БДДС)

Бюджет движения денежных средств (далее БДДС) является одним из основных инструментов финансового бюджетирования, изначально предназначенным для управления платежеспособностью и ликвидностью предприятия. 

Ведь современная компания ни в коем случае не должна допускать возникновения дефицита финансов. Также надо следить и за тем, чтобы не возникало неиспользуемого переизбытка денежной массы, поскольку средства всегда должны работать, принося организации прибыль за счет успешных финансовых операций.

При проведении консолидации БДДС нужно выстроить такой регламент, который бы позволил добиться максимально возможной определенности и точности выплат и поступлений денежных средств. В первую очередь такое формирование важно для предприятий, испытывающих проблему с ликвидностью и нехватку финансов.

Бюджетный регламент представляет собой совокупность внутренних документов и приказов компании, в которых описывается бюджетный процесс.

На многих отечественных предприятиях бюджетный регламент фактически заменяет собой приказ, в котором фиксируются сроки создания, утверждения и анализа бюджетной документации, где ведение БДДС и его формирование может использовать комплект шаблонов данных документов. Другие регулирующие бюджетный процесс правила часто оговариваются в устной форме, исключая полноценное формирование данного документа.

Современные условия ведения бизнеса требуют, чтобы в каждой компании был сформирован собственный бюджет движения денежных средств, а также создан его регламент. Кроме того, в работе необходимо использовать и платежный календарь, детализирующий движение денежных потоков по периодам с точностью до одного дня. Данный инструмент необходим для ежедневного оперативного управления финансовыми средствами.

Особенности бюджета движения денежных средств

БДДС считается наиболее важным и, пожалуй, самым закрытым бюджетом, поскольку информация о движении финансовых потоков является принципиально значимой для успешного ведения бизнеса. Также, этот документ в отличие от БДР и ББЛ (цифры в которых могут определяться учетной политикой компании) может зависеть и от используемых на предприятии финансовых схем.

Еще одним отличием данного вида бюджета, которое необходимо отметить, является тот факт, что в организации могут быть выплаты и поступления, знают о которых только финансовый и генеральный директор. В БДР и ББЛ они специально не выделяются, но в данном документе ситуация другая. 

Вот почему в некоторых организациях формирование этой отчетности в 1С выполняет руководитель финансовой службы, и он же ставит последнюю точку в бюджете движения денежных средств.

Из этого следует, что финансовый директор не может поручить формирование данного элемента системы рядовым сотрудникам, его нагрузка увеличивается, и остается меньше времени на осуществление других рабочих функций, дополняющих формирование БДДС. 

Вот почему необходимо разработать регламент, оптимально отвечающий выполнению бизнес-задач компании, и вовремя производить формирование данного документа и его дальнейшее ведение.

Целью регламента является упорядочивание действий участников бюджетного процесса в сфере планирования, анализа и контроля исполнения бюджета ДДС, а также точное описание важных компонентов системы.

Задачи регламента БДДС

Регламент определяет состав необходимых для формирования бюджета данных, а также порядок их получения, принципы обработки и учета плановой и отчетной документации, права и обязанности всех участников бюджетного процесса на предприятии.

Согласно положению регламента, ответственным за организацию работы является финансовый директор компании. В его обязанность входит обеспечение неукоснительного выполнения регламентированных процедур всеми службами и подразделениями, а также сотрудниками организации.

Соблюдение регламента бизнес-процесса бюджетирования обязательно к исполнению всеми, кто в нем указан.

Исполнение процедур может выступать в качестве одного из критериев оценки работы всего подразделения.

Основные функции бюджетирования ДДС:

  • Точное прогнозирование будущего финансового положения компании;
  • Эффективный контроль над расходами;
  • Оптимизация использования денежных ресурсов;
  • Обеспечение непрерывного финансирования основной и инвестиционной деятельности организации;
  • Соблюдение конфиденциальности данных о перемещении финансов внутри компании;
  • Контроль над достижением плановых показателей путем сопоставления запланированных и фактических результатов ДДС;
  • Определение личной ответственности сотрудников за исполнение бюджета;
  • Возможность передачи полномочий формирования и корректировки бюджета;
  • Оперативная и стратегическая корректировка целей компании на основе проведения ретроспективного анализа бюджета.

С целью увеличения эффективности функционирования системы бюджетирования предусмотрено использование матричного принципа распределения ответственности путем планирования как по горизонтали (т.е. по бюджетным статьям), так и по вертикали (по ЦФО – центрам финансовой ответственности).

Методология регламента БДДС


  1. Планирование движения денежных средств (план на год и план на месяц):
    • Процесс заполнения и проведения бюджетов центров финансовой ответственности;
    • Осуществление оптимизации плана движения денежных средств с ликвидацией кассовых разрывов;
    • Проведение согласования плана движения финансовых средств в разрезе центров финансовой ответственности с их руководством;
    • Утверждение генерального и операционных бюджетов для ЦФО.
  2. Платежи и текущий контроль:
    • Формирование и проведение реестра входящих платежей и контроль соответствия существующих платежей дневному и месячному плану;
    • Составление и проведение реестра исходящих платежей и контроль соответствия реальных платежей дневному и месячному плану.
  3. Прогнозирование
    • При прогнозировании выбирается базовый период: время, при выборе которого учитываются данные, полученные с начала месяца или года по фактическим движениям, дальше – от последующего за базовой датой числа или месяца до конца месяца или года уже по плановым движениям. Удобнее в качестве базовой даты использовать последний период, по которому уже заполнен факт. Основной задачей прогнозирования на месяц является возможность предвидеть снижение денежных остатков от плана или в результате возникновения кассовых разрывов. Прогноз на год обычно корректируют в конце каждого месяца.
  4. Контроль
    • План-факт анализ – сопоставление запланированных и фактических показателей с оценкой и анализом обнаруженных отклонений;
    • Для того, чтобы система бюджетирования компании в целом и формирование БДДС в частности стали эффективным инструментом управления, их необходимо формировать с учетом специфики бизнес-процессов и в рамках общей стратегии развития предприятия.
Основные преимущества «ИТАН: Управленческий баланс»:
  • Тщательно и дружелюбно продуманный функционал, отработанный в сотнях внедрений, что подтверждено 4 сертификатами 1С:Совместимо, по практике это снижает более чем в 2 раза риск возникновения увеличения бюджета внедрения.
  • Продукт "ИТАН: Управленческий баланс" регулярно (1 раз в квартал) обновляется и развивается. В релизе учитываются текущие доработки и улучшения, которые мы вносим на проектах внедрений, плюс исправления ошибок.
  • Гибкость и универсальность всех настроек системы, позволяющая тонко настраивать индивидуальные параметры учета, планирования и отчётности - это снижает стоимость владения и изменений в процессе эксплуатации до 90% в год. Подтверждено отзывами клиентов.
  • Настройка производится без программирования, на уровне справочников системы, включающее подробное руководство пользователя, что на основании отзывов клиентов, позволяет снижать стоимость обслуживания и самостоятельного внедрения до 80%.
  • Возможность интеграции с «1С:Предприятие 8» без снятия ее с поддержки. Снижает стоимость установки в доработанные конфигурации и обслуживание до 10 раз - подтверждено отзывами и описано в руководстве пользователя.
  • До 90% ниже стоимость внедрения чем аналогов, за счёт наличия готового решения с типовыми методическими моделями, руководствами по установке и применению.
  • Экономия на поддержке до 100%. Базовая поддержка включена в стоимость коробки: обновления, консультации и исправление ошибок предоставляются бесплатно. Гарантировано лицензионным соглашением.

Рекомендуем:

Скачать презентации

Получить доступ к демо-версии

Что вы получаете в результате автоматизации с ИТАН

b.jpg
ИТАН – гибкое решение по финансовому управлению для среднего и крупного бизнеса!

Есть сомнения? Посмотрите таблицу сравнения.

loader