Методология консолидации отчетности
Развитие бизнес процессов шло от состояния, когда управление предприятием находилось буквально на заводе или фабрике и сводилось, по сути, к бухгалтерии. Однако постепенно территориально интегрированные структуры разрастались, а создание холдингов и вовсе поставило крест на разнесенном управлении. Отныне следовало добиваться интеграции всей отчетности компании, а потом — и группы компаний для достоверного информирования рынка о состоянии фирмы. Так возникла консолидированная отчетность.
Определение понятия
Консолидированная отчетность предполагает раскрытие следующих данных:
- характер взаимосвязи компаний группы;
- мера влияния инвесторов с разными пакетами на компанию;
- даты выпуска отчетности и объяснение разрыва в датах, если такой существует;
- ограничения дочерних предприятий и прецеденты утраты контроля;
Методология
Консолидация проводок проходит по одному из нескольких принципов. В общем, их можно описать следующим образом:
- метод приобретения — создание группы, при котором существует четко различимая иерархия материнской и дочерней компаний;
- метод пропорционального участия — создание группы путем подписания договора о создании фирмы в совместном владении или же подписании договора;
- метод долевого участия — отчетность юридически несвязанных, однако фактически контролируемых одним собственником компаний.
Практические решения
В условиях постсоветского пространства наиболее распространенным решением для организации подготовки консолидированной отчетности является пакет консолидация 1С. Эта программа предоставляет возможность реализовать ряд важных функций:
- создание отчетности по настраиваемым шаблонам (автоматическая классификация проводок);
- внедрение бюджетирования на групповом уровне;
- создание МСФО — отчетов группы;
- централизация казначейской деятельности;
- прогнозирование расчетных показателей исходя из планов развития группы;
- оперативный контроль предприятия.
Таким образом, дополнение популярной бухгалтерской программы позволит вам решить сложную и важную задачу консолидации.
Консолидация позволяет сделать управление денежными средствами более простым и прозрачным процессом для организации. Несмотря на трудоемкость внедрения, консолидированная отчетность позволит специалистам более эффективно исполнять свои функции и расширит диапазон данных для анализа.