Бюджет доходов и расходов организаций
Бюджет доходов и расходов предоставляет возможность управлять эффективностью работы компании, определяемой такими показателями, как рентабельность и прибыль. Следует учитывать, что на практике, рассматривая бюджет доходов и расходов и формирование БДР, а также статьи бюджета доходов и расходов, принято выделять несколько различных уровней рентабельности и прибыли. Так, это может быть и маржинальная, и валовая, и операционная, и чистая прибыль, а также прибыль до выплаты налогов, входящие в бюджет доходов и расходов. При этом каждый из представленных показателей содержания бюджета доходов и расходов (в том числе, входящий в бюджет доходов и расходов формирование БДР) необходим для конкретных целей, становящихся ясными из формул расчета данных прибылей.
Из доходов поэтапно высчитываться статьи расходов, к тому же при этом могут быть применимы различные классификации видов затрат. Так, при расчетах маржинальной прибыли, представляющей собой выручку за минусом переменных расходов, применяется разделение затрат на постоянные и переменные. Когда нужно рассчитать валовую прибыль (общую или в разрезе продуктов), используют разделение затрат на накладные и прямые.
Важность управленческой учетной политики для БДР
При построении бюджета доходов и расходов (как и бюджета по балансу, когда проводится формирование БДР и выстраивается структура БДР по статьям) очень важна управленческая учетная политика, внедренная в идеале в автоматизированном режиме. Однако практика показывает, что не на всех предприятиях этому вопросу уделяется достаточно внимания – зачастую бюджет доходов и расходов и структура БДР ведется по остаточному принципу и упускается значимая часть информации (например, статью бюджета доходов и расходов), что в итоге искажает статьи БДР и реальную картину деятельности предприятия в финансовом разрезе. Без знания основ учетной политики довольно сложно верно интерпретировать информацию в отчетности об уровне эффективности бизнес-деятельности предприятия, проводить формирование бюджета доходов и расходов. Это может привести и к тому, что можно вовремя не заметить складывающуюся в организации критическую ситуацию - важно, чтобы рассматривая бюджет доходов и расходов, методика составления его учитывала все основы учетной политики.
Также незнание ключевых принципов управленческой учетной политики может стать причиной вынесения ошибочных управленческих решений, влекущих за собой критическое отклонение предприятия от заданных плановых показателей.
Построение бюджета доходов и расходов
После составления операционных бюджетов дальнейшим этапом обычно становится расчет финансового бюджета. Одной из его главных результирующих форм можно считать бюджет доходов и расходов организаций, назначением которого является определение и обобщение результатов планирования финансово-хозяйственной деятельности на будущий бюджетный период.
Особое значение для бюджетного процесса имеют:
- определение структуры бюджета доходов и расходов,
- принцип систематизирования статей,
- состав и уровень детализации.
Формат БДИР является произвольным: он служит ратифицированной в системе бюджетирования формой, демонстрирующей соотношение полученных от реализации доходов и необходимых для работы предприятия расходов во время планируемого периода.
В структуре бюджета доходов и расходов предприятия должны быть отражены ключевые принципы бюджетного процесса:
- необходимость соответствия операционных бюджетов и расчетных показателей;
- выявление приоритетных и лимитирующих статей с целью их строгого контроля;
- определение целевых показателей и актуальных ориентиров.
Построение группировки статей БДИР происходит с использованием общего бюджетного классификатора, отражающего стратегические управленческие задачи и основанного на бизнес-процессах. Любая статья бюджета – как доходная, так и расходная – может быть детализирована до разного уровня (например, услуги, товарно-материальной ценности, проекта, договора и остальных элементов бюджета) с учетом особенностей бизнес-деятельности организации, а также экономической целесообразности.
При формировании доходной части бюджета учитывают:
- бюджет продаж основных продуктов и услуг;
- доход от другой деятельности;
- прогнозы внереализационных доходов, а также рассчитанной курсовой разницы, которая была получена путем прогнозирования вероятного изменения валютного курса на время получения прибыли за реализованную продукцию или услуги;
- прогноз полученных предприятием процентов за предоставленные им займы и кредиты.
Показатели для разработки расходной части бюджета:
- перечень переменных и условно-постоянных затрат на производственно-хозяйственную деятельность;
- бюджет коммерческих расходов;
- другие внереализационные расходы;
- проценты по займам и кредитам.
Для расчета прибыли от отгруженной продукции в процессе построения бюджета доходов и расходов его расходная часть должна быть дополнительно скорректирована по следующим статьям:
- прирост готовой продукции необходимо рассчитывать как разницу между стоимостью прихода продукции на склад в результате ее производства или приобретения и стоимостью расхода - отгрузки готовых товаров покупателям;
- прибавление используемых для внутреннего потребления полуфабрикатов;
- прирост незавершенного производства.
Бюджет доходов и расходов предприятия дает возможность реально оценивать эффективность осуществляемой им бизнес-деятельности, анализировать и определять резервы для формирования и роста прибыли, устанавливать лимиты для расходов. В процессе установления размеров планируемой прибыли как целевого показателя данные прогнозов корректируются, а также пересчитываются показатели бюджета, необходимые для обеспечения нужного результата.
Модель бюджета доходов и расходов
Один из важнейших элементов финансовой модели бюджетирования, так как с его помощью можно определить общую эффективность работы предприятия. Образец бюджета расходов и доходов должен содержать тщательно проверенные формулы, соединяющие статьи БДР с операционными бюджетами.
Фактически модель БДР можно определить как свод правил сбора итоговых статей расходов и доходов из операционных бюджетов. Это означат, что для ее формирования основной объем данных, необходимых для консолидации БДР, должен быть подготовлен еще на этапе создания функциональных и инвестиционных бюджетов.
Плановый бюджет доходов и расходов
Разрабатывается на базе плановых доходов и расходов с использованием аналитических данных, подготовленных при построении функциональных бюджетов. Консолидация плановой части бюджета доходов и расходов происходит на базе бюджета продаж, а также плановых внереализационных и остальных доходов.
Плановые расходы должны быть консолидированы с использованием функциональных бюджетов, в частности, бюджетов производственных, коммерческих и административных расходов и бюджета налогов, плановых внереализационных и других расходов. В процессе проведения консолидации расходной части бюджета доходов и расходов, так же. как и при операции с доходной частью, нужно тщательно проверить все данные.
Сводный бюджет доходов и расходов
Является скоординированным по всем подразделениям либо функциям планом работы организации. В нем в денежной форме отражены величины расходов и доходов, факты поступления и расходования финансов по операциям, динамика активов и обязательств на будущий бюджетный период и прогнозные количественные и финансовые показатели.
Состав сводного бюджета доходов и расходов:
- операционные и финансовые бюджеты, в которых содержатся финансово-экономические показатели работы компании в целом и ее отдельных подразделений.
Операционные бюджеты отражают процесс моделирования планируемых доходов и расходов за какой-либо период. В инвестиционном бюджете рассматриваются обновление и выбытие капитальных активов, в число которых включаются основные средства и инвестиции, а также долгосрочные вклады, составляющие базу инвестиционной политики предприятия. Целью финансового бюджета является сводное представление планируемых результатов бизнес-деятельности организации.
Выходные результаты бюджетного процесса - плановые формы сводной отчетности:
- БДИР, являющийся отчетом о финансовых результатах, т.е. убытках и прибылях, включающий в себя запланированный доход от реализации продукции, услуг и работ, текущие расходы и прогнозируемый финансовый результат от бизнес-деятельности предприятия;
- прогнозный баланс выявляет возможные источники поступления денежных средств и направления их применения; дает возможность оценить запланированные изменения финансовой ситуации к концу бюджетного периода;
- БДДС отражает ожидаемые поступления и выплату финансовых средств или их эквивалентов по инвестиционной и операционной деятельности; включает в себя и план по привлечению денежных ресурсов;
- инвестиционный бюджет отображает планируемые затраты на покупку долгосрочных активов и инвестиции в новые направления бизнеса;
- смета производственных затрат определяет затраты на производство продукции; позволяет рассчитывать ее себестоимость;
- налоговый бюджет отражает планируемую сумму налоговых выплат, рассчитанных и подлежащих уплате в бюджет на основе налогового законодательства;
- бюджет движения ТМЦ нужен для определения совокупности затрат и прироста запасов по материальным ресурсам, задействованным в производстве и инвестиционной деятельности;
- размер планируемой кредиторской и дебиторской задолженностей по утвержденным доходным и расходным статьям отражается в соответствующих формах.
К основной бюджетной документации должна быть приложена пояснительная записка, где нужно указать целевые показатели и ограничения, которые были использованы при формировании бюджета с описанием его основных параметров.
Для решения такой задачи, как контроль за бюджетом доходов и расходов организации, внедряются программы автоматизации управленческой деятельности организации – программные комплексы, широкое распространение среди которых получил продукт от ведущего отечественного разработчика «ИТАН» — «ИТАН: Управленческий баланс». Наши специалисты обладают многолетним опытом работы с предприятиями разных типов и масштабов: мы способны эффективно проанализировать слабые места и рисковые зоны предприятия, подобрать оптимальный программный продукт для работы с бюджетной документацией и обеспечить автоматизацию множества задач и операций, связанных с бюджетом доходов и расходов организации.
Заполните небольшую онлайн-форму на сайте, чтобы воспользоваться бесплатной онлайн-консультацией и детальнее разобраться с таким вопросом, как бюджет доходов и расходов организации. Чтобы оформить консультацию, достаточно нажать на соответствующую кнопку и оставить свои контактные данные – ФИО, телефон и электронную почту. Также вы можете указать тему обращения и ваши конкретные вопросы, на которые хотелось бы получить развернутые вопросы от квалифицированных специалистов компании ИТАН. Только после этого наши специалисты помогут подобрать оптимальный программный комплекс под ваш бюджет и объем решаемых вопросов.