Управленческий учет и затраты
Затраты являются постоянным предметом интереса не только главного финансиста любой компании, но и большинства ее управленцев. Дело не только в том, что любо менеджер должен (по крайней мере в теории) следить за увеличением капитализации компании, но также и в том, что относительные показатели, базирующиеся на затратах, могут многое прояснить относительно эффективности работы предприятия.
Необходимость специального учета затрат
Управление денежными средствами требует от современного менеджмента не только желания и умения контролировать бухгалтерию, но и прежде всего способности планировать поведение фирмы, исходя из возможных различных сценариев ее развития.
Для руководства компании важно понимать, какова природа затрат фирмы, какие отделы компании являются «прибыльными» и «убыточными», насколько рациональным является распределение затрат. В такой ситуации важной становится способность компании организовать управленческий учет затрат.
Структура затрат
Предполагаемые варианты структуризации затрат:
- По экономическим элементам. Этот тип классификации самый простой, он напрямую транслируется из бухгалтерской отчетности;
- По статьям калькуляции;
- По «центрам затрат»;
- По видам продукции.
После структуризации наступает очередь проверки системы сбора финансовых данных. Следует понимать, что далеко не все классификации затрат могут быть выведены путем анализа бухгалтерской отчетности. К примеру, распределение постоянных и переменных затрат возможно лишь при наличии нормативного регулирования такой классификации и выполнения ее работниками бухгалтерии.
Расчет себестоимости
Весьма важную проблему представляет также расчет себестоимости, поскольку адекватная система управленческого учета не может не иметь в своей основе данных относительно этого показателя.
Два основных подхода, которые используют при расчете, – это расчет полной себестоимости (отнесение всех затрат) и расчет себестоимости по переменным затратам. Следует понимать, что такое разделение очень условно, и лучше всего иметь нормативную базу, которая позволит проводить корректное для вашего конкретного случая разнесение затрат.
Подготовка отчетности
Завершающим этапом работы по созданию системы управленческого учета затрат будет подготовка форм отчетности. Это могут быть как специфичные для вас отчеты, так и общепринятые документы — управленческий баланс, бддс и бюджет.