Работа по международным стандартам – задача для эффективного финансиста
Важным фактором зрелости функционирования финансового отдела компании является его готовность работать по международным стандартам отчетности. Постановка МСФО необходима, поскольку большинство компаний рано или поздно должны будут решить одну из трех задач: выход на рынок международного капитала (IPO), привлечение зарубежных кредитов или расширение присутствия акционеров, которые, так или иначе, требуют проведения отчетности именно по таким стандартам.
Основные принципы
Представить себе подготовку отчетности современного предприятия в ручном режиме практически невозможно. Такой подход был бы излишне затратен с точки зрения оплаты работы специалистов и неизбежного наличия огромного количества ошибок в документах. Таким образом, на первый план выходит автоматизация МСФО.
При решении этой задачи начинать следует с разработки определенных методических документов:
- Плана счетов для МСФО;
- Меппинга РСБУ и МСФО;
- Регламент учета по МСФО;
- Образцы отчетов МСФО.
Методы реализации
При решении задачи организации нового учета можно использовать один из двух основных принципов: ведение параллельного учета или же трансформация МСФО.
- Параллельное ведение учета предполагает создание отдельной группы специалистов, которые будут вести учет по МСФО, отталкиваясь от первичных документов. Понятно, что такая система гарантирует полную конфиденциальность отчетности, определенную гибкость в ее подготовке (особенно в том, что касается сроков) и некоторое качественное преимущество. Однако стоят ли эти преимущества того, чтобы оплачивать существование отдельного отчетного отдела – вопрос весьма щекотливый.
- Трансформация отчетности – это наиболее распространенный способ подготовки отчетов по международным нормам. Эта методология опирается на проведение определенного числа так называемых трансформационных проводок, которые позволят вам перевести данные из НСБУ в МСФО. Однако такая система не всегда покрывает все необходимые отчеты и нередко все равно требует подготовки отдельных отчетов на основе первичной документации.
Автоматизация процессов
Поскольку мы уже упоминали необходимость автоматизации процедуры подготовки отчетов, остановимся несколько подробнее на выборе программного обеспечения для решения этой задачи. Существует целый ряд систем организации отчетности, однако наиболее приемлемой для большинства предприятий будет, очевидно МСФО 1С в силу распространенности бухгалтерских решений этой компании и возможности сопряжения данных.