Бюджетирование: секреты для предприятий
Весьма часто предприятия, которым приходится решать масштабные задачи развития и завоевания рынка,или такие, которые уже ведут широкую и активную деятельность, сталкиваются с рядом досадных трудностей в финансовом планировании.
Управление денежными потоками, как правило, осложняется такими проблемами:
- возникают проблемы в планировании расхода средств компании на перспективу;
- не удается поставить адекватный постфактум контроль текущей деятельности с точки зрения затрат;
- деятельность различных отделов компании, имеющих отношение к планированию затрат, плохо скоординирована и, зачастую, планы противоречат друг другу;
- существуют значительные затруднения с получением данных для ведения управленческого учета;
Такая весьма распространенная ситуация возникает вследствие объективного усложнения деятельности предприятия. Одним из методов решения накопившихся проблем будет внедрение бюджетирования как процесс создания единой системы контроля затрат.
Постановка бюджетирования начинается с формализации и описания финансовой структуры предприятия. Следует четко обозначить так называемые Центры Финансовой Ответственности, взаимодействие которых будет регулировать бюджет.Следующим этапом буде т формирование учетной политики, в том числе предусматривается порядок документирования операций и активов, а также техника учета.
На основе вышеупомянутых документов следует описать статьи хозяйственной жизни предприятия.
В результате работы следует создать такие документы:
- Положение о финансовой структуре
- Положение по учетной политике
- Положение о бюджетах
- Положение о планировании
- Положение о ЦФО.
Следует отметить, что формирование политики и создание необходимых документов – лишь первый шаг на пути к установлению контроля. Дело в том, что каждодневное ведение учетно – контрольной работы само по себе является серьезной проблемой. Для того чтобы избежать ошибок и необходимости расширять штат, нужна автоматизация бюджетирования. Ее можно организовать с помощью программных средств, разрабатываемых специально для этой цели, или же с помощью модулей бухгалтерских программ общего назначения. В первом случае весьма желательно воспользоваться помощью консультантов, состоящих в штате производителя ПО – как правило, такие специалисты могут прибыть к вам с целью постановки процессов. Если же речь идет о применении общего ПО, вы, вероятно, сможете сэкономить на консультантах, однако столкнетесь с необходимостью осваивать весьма непростые процедуры, программируемые в бухгалтерской программе.